Марксизм


Вместе сделаем то, что сделал Маркс!
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Теория познания - 7 продолжение
kkamlivДата: Пятница, 18.04.2014, 12:43 | Сообщение # 1
Сообщений: 22
Статус: Offline
Будет полезным разобраться, идеалистом или материалистом был древнегреческий мыслитель Демокрит. Он писал, что у людей вкусовые ощущения не одинаковы: что для одних сладко, то для других горько, для третьих имеет соленый вкус, для четвертых едкий, и еще для иных – кислый вкус. Вкус изменяется от состояния человека в разное время. В то же время Демокрит указывает природу вкусовых ощущений: ощущение сладкого возникает от воздействия на язык крупных круглых атомов, горького – небольших извилистых атомов,  едкого – угловатых атомов, острого – узких, согнутых, и заостренных атомов, и т.п.

Что мог бы ответить Демокрит, если бы мы задали ему вопрос: можно ли считать ощущение едкого, появившееся в некоторый момент времени, образом угловатых атомов, воздействующих в этот момент на язык? Нет, ответит Демокрит, вкусовые ощущения могут изменяться от состояния человека и поэтому не существует прямого соответствия между вкусом и формой воздействующих атомов. Вкус едкого может быть мнимым, т.е. появится без воздействия угловатых атомов. Угловатые атомы не всегда вызывают едкий вкус.

«Если ощущение и представления не суть образы вещей, а знаки и символы, не имеющие никакого сходства с ними, то исходная материалистическая посылка подрывается»(«Материализм и эмпириокритицизм», с.252). Демокрит подрывал материализм, потому что он подразумевал, что чувство едкого будет символом, не имеющим сходства с формой атомов, когда чувство едкого появляется в ответ на воздействие круглых больших атомов. «Махисты, субъективисты, агностики…недостаточно доверяют показаниям органов чувств…они не видят в ощущениях верного снимка с объективной реальности, приходя в прямое противоречие с естествознанием и открывая дверь для поповщины…вопрос о том, принять или отвергнуть понятие материи, есть вопрос о доверии человека к показаниям его органам чувств»(с.120). Демокрит не доверял тому органу чувств, которое сообщает о вкусах; он не видел в едком вкусе  верного снимка с объективных круглых атомов (поскольку едкий вкус возникает от угловатых атомов). Если судить по ленинским цитатам, то Демокрит был идеалистом.

[/size]

[size=12]Сенсорные данные, будучи результатом воздействия объектов на органы чувств,  недостаточны для разграничения реальности и иллюзий.


«Разумеется, в ощущениях есть объективное содержание. Но если исходить из ощущений, то смазывается граница между объективным и субъективным, между научными теориями и ненаучными, фантастическими (в том числе религиозными) представлениями, исчезает основание для постановки вопроса об объективной истине, об истинности теорий(В.Н.Игнатович, «Введение в диалектико-материалистическое естествознание»).

[/size]

[size=12]Представим следующую ситуацию. Существует представление,  и известно содержание этого представления.  Существует вещь, имеющая определенное содержание, однако неизвестно содержание вещи. Чтобы узнать, является ли представление образом вещи, необходимо сравнить содержание представления и содержание вещи. Но содержание вещи неизвестно. Поскольку содержание вещи неизвестно, то невозможно установить, что представление является образом вещи. Когда невозможно подтвердить соответствие между содержанием представления и содержанием вещи, то тогда подрывается исходная материалистическая посылка.


Перед исследователем имеется две возможности: или не создавать представление о вещи с неизвестным содержанием, и тогда не возникнет подозрение о том, что представление не суть образ вещи, и вследствие невозникновения подозрения исходная материалистическая посылка останется в сохранности; или создавать представление о вещи с неизвестным содержанием, вызвать подозрение в том, что представление не суть образ вещи, подорвать исходную материалистическую посылку, на основе гипотезы о содержании вещи провести исследование вещи и узнать содержание вещи, произвести сопоставление содержания представления и содержание вещи, сделать вывод о наличии или отсутствии сходства между содержанием представления и содержания вещи. Исследователь, выбравший второе, должен отдавать себе отчет в том, что он будет подвергнуть критике за подрыв исходной материалистической посылки.

Дмитрий Иванович Менделеев на основании рассчитанной им периодической системы химических элементов предсказал существование девяти неизвестных в то время химических элементов. В то время, когда Менделеев рассчитал свойства еще не найденных элементов (атомный вес, валентность, плотность, характер химических реакций с известными элементами), Менделеев не мог сопоставить рассчитанные свойства с реальными свойствами элементов (поскольку элементы еще никто не обнаружил и не исследовал на практике их свойства). Менделеев не смог доказать в то время, что его представление суть образы реальных химических элементов. Создав девять представлений, относительного которых неизвестно, что они является образами девяти реальных химических элементов, Менделеев подрывал исходную материалистическую посылку. (Примечание. Менделеев рассчитал свойства девяти неизвестных элементов. Кроме того, Менделеев предсказал еще шесть элементов, свойства которых он не смог рассчитать.)

Впоследствии шесть химическим элементов были найдены в природе (не считая тех, свойства которых Менделеев не смог рассчитать). Три предсказанных Менделеевым элемента не обнаружены (этим гипотетическим элементам Менделеев дал название ньютоний, эфир, короний). Три представления не имели никакого сходства с существующими в природе химическими элементами. Три представления – не суть образы реальных элементов. Подрыв исходной материалистической посылки  заставляет подозревать, что Д.И.Менделеев не был материалистом.

Согласно ленинской логике, когда сделанные Менделеевым три предсказания оказались символами, не имеющими никакого сходства с реальностью, то из этого закономерно вытекает утверждение о том, что в природе нет не только трех неудачно предсказанных химических элементов, но и всех остальных химических элементов (коих насчитывалось почти сотня).

Если Менделеев серьезно относился бы к материалистично-философским  проблемам естествознания, то тогда он отказался бы от предсказания девяти (пятнадцати, если учитывать те, свойства которых не были рассчитаны) еще неизвестных химических элементов, и в силу этого не возник бы повод поставить под сомнение существование всех химических элементов.

Ленин создал формулировку, предназначенную для запугивания естествоиспытателей: твоя преданность материализму под сомнением, если ты создаешь ситуацию, когда исходная материалистическая посылка подрывается.

Коперник, Лавуазье, Чедвик подрывали исходную материалистическую посылку, и над ними имеется опасность отлучения от материализма.

В конце следующей главы рассказывается, как Б.М.Кедров  подрывал исходную материалистическую посылку. Книга «Материализм и эмпириокритицизм» не смогла запугать Б.М.Кедрова.

[/size]

[size=12]Лотар Мейер, в отличие от шалопутного Менделеева, очень серьезно относился к материалистично-философским  проблемам естествознания. Лотар Мейер доказал свою преданность материализму.


[/size]

[size=12] Если человек отрицает одно теоретическое представление, то логика требует от него отрицать другое теоретическое представление. Отрицание существования флогистона означает отрицание существования золота, серебра, серебряной руды, свинца, свинцовой руды, меди, медной руды, железа, железной руды, ртути, ртутной руды, угля, воды, огня. Чтобы защитить от отрицания другое теоретическое представление, необходимо сохранить первое теоретическое представление.


Нужно защитить золото, серебро, свинец, медь, железо и пр. от подозрений в их несуществовании, и для этого нужно доказывать, что бессмысленно отрицать существование флогистона. Эрнст Мах отрицал существование флогистона, и тем самым Мах становился препятствием для доказывания существования золота, серебра, свинца, меди, железа и пр.

[/size]

[size=12]Таяние снега, смешанного с солью, сторонники теплородной теории объясняли тем, что теплород выходит из воды и входит в снег, который от этого нагревается и тает. В зимний день, когда температура воздуха приравнивалась 7 градусов мороза по шведской шкале Андерса Цельсия, Михайло Ломоносов вышел во двор, набрал в чугунок снега, взял оставленный вечор во дворе туесок с солью, занес экспериментальные образцы в сарай, нагретый до температуры минус 4 градуса, и дождался, когда произойдет возвышение температуры соли в туеске и снега в чугунке до минус 4 градуса. Ломоносов принес из дома воды с температурой плюс 1 градус, влил немножко воды в чугунок со снегом температурой минус 4 градуса, натрусил соли с такой же температурой, рьяно поколовратил и воткнул в смесь термометр. Термометр показал минус три градуса. Чугунок со смесью и термометром Михайло Ломоносов вынес во двор и принялся бдеть. Он узрел, что ртуть в термометре поползла вниз, и что снег стал таять. Снег превратился в соленую воду с температурой минус семь градусов. Ломоносов сделал вывод: черти-профессора с Запада зело перепутали и сочинили сказку о возвышении температуры снега при добавлении соли, которая активизирует переход теплорода из воды в снег, и нагревшийся от теплорода снег тает; однако в сущем температура снега и соли понижается, что доказывает отсутствие в натуре теплорода. Михайло Ломоносов превратил теплород в призрак и признал теплородную теорию не образом реальных тепловых процессов. Ломоносов подрывал исходную материалистическую посылку.


[/size]

Энгельс откровенно писал, и подтверждающие это цитаты приведены в первой, двенадцатой, тринадцатой главах,  что ученые используют свои умственные способности для сочинения фиктивных выдумок, что ученые измышляют то, чего нет в реальных фактах. Фридрих Энгельс подрывал исходную материалистическую посылку. Аналогичное действие совершил Карл Маркс, доказав несостоятельность десятка экономических теорий. Александр Иванович Герцен тоже занимался тем, что изобличал ученых в сочинении фиктивных измышлений, и Герцен подрывал исходную материалистическую посылку.

 

[size=12]Иммануил Кант и Фридрих Энгельс имели похожие точки зрения в оценке существующих в их время теоретических построений (
ученые используют свои умственные способности для сочинения фиктивных выдумок,  ученые измышляют то, чего нет в реальных фактах). Кант и Энгельс сходным образом объясняли болезненно-удручающее положение в теоретическом знании: низкий интеллектуальный уровень естествоиспытателей, неспособность к уклонению от пристрастий при теорезировании, уступчивость к воздействию отвлекающих и деформирующих факторов. Энгельс сделал ставку на то, что деятельность ученых изменится к лучшему, если их обучить диалектико-материалистическому мышлению.  Неумение пользоваться диалектико-материалистическим мышлением имело последствием фиктивное измышление того, чего нет в реальных фактах. Знал бы Менделеев диалектику – не было бы неудачного предсказания трех химических элементов. Осиль Фредерик и Ирен Жолио-Кюри науку диалектического материализма, - глядишь, и не появилось бы теоретическое построение о несуществующем. Диалектико-материалистический метод приведет к безграничному развитию мыслительно-аналитических способностей, и в силу этого будут создаваться только правильные теоретические построения.  Когда наступит новая историческая эпоха сплошь правильных теорий, то тогда всем станет понятно, что Кант совершил ошибку, когда уничижительно отзывался о мыслительно-аналитических способностях естествоиспытателей. И доказательством ошибки станут высокоразвитые мыслительно-аналитические способности естествоиспытателей, обученных диалектико-материалистическому мышлению. Ошибка Канта станет непреложной. Не дожидаясь наступления новой исторической эпохи, В.И.Ленин в условиях старой исторической эпохи принялся убеждать людей в том, что Кант ошибочно принижал мыслительно-аналитические способности.

Фридрих Энгельс: «Конфликт между достигнутыми результатами и укоренившимся способом мышления вполне объясняет ту безграничную путаницу, которая господствует теперь в теоретическом естествознании и одинаково приводит в отчаяние как учителей, так и учеников, как писателей, так и читателей.  Итак, точное представление о вселенной, о ее развитии и о развитии человечества, может быть получено только диалектическим путем, при постоянном внимании к общему взаимодействию между возникновением и исчезновением, между прогрессивными изменениями и изменениями регрессивными» («Анти-Дюринг»). Энгельс говорит, что после того, как естествоиспытатели окажутся направленными на диалектический путь, как завершится обучение естествоиспытателей диалектическому материализму, будет достигнуто точное представление о развитии Вселенной и человечества. Ленин пишет о том, что в теперешнем теоретическом естествознании уже достигнуто точное представление. Заявление Канта о том, что в теперешнем естествознании имеется безграничная путаница, Ленин квалифицировал как враждебные происки идеалистов, как клеветническая дискредитация мыслительно-аналитических способностей.

Фридрих Энгельс заполонил страницы своих философских книг критикой в адрес умственно неполноценных исследователей, не способных толком провести опыты и дать удобоваримые объяснения опытным данным. Энгельсу в самом страшном сне не могло присниться – пройдет три-четыре десятилетия, и раскритикованные им исследователи внезапно назовут себя диалектическими материалистами.
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: