kkamliv | Дата: Пятница, 18.04.2014, 12:12 | Сообщение # 1 |
Сообщений: 22
Статус: Offline
| Глава 2. Философствующая ворона. Измеряемое как свойство реального.
[/size]
[size=12]В 1960-е и в 1970-е годы в нескольких лабораториях проводились исследования рассудочной деятельности животных – рыб, дельфинов, лягушек, ящериц, черепах, мышей, крыс, кроликов, голубей, кур, попугаев, кроликов, ворон, сорок, галок, соек, скворцов, грачей, бобров, собак, волков, лисиц, белок, кошек, медведей, обезьян. Экспериментаторы (Л.Г.Воронин, Л.В.Крушинский, З.А.Зорина, А.А.Смирнова, И.И.Полетаева, Е.И.Очинская, Ж.И.Резникова, Л.Л.Доброхотова, А.А.Ревеш, Д. Уоррен) создавали для животных экспериментальные ситуации, в которых подопытные могли проявить способности к обобщению и предвидению. Наиболее интересными были эксперименты по движению с постоянной малой скоростью тележки-кормушки по рельсам, уходящими в туннель длинной 2 метра. Сначала кормушка с пищей (для ворон – прикрепленный к тележке кусочек мяса или яйцо, для кроликов – прикрепленная морковка, для кур - пшено) двигалась в открытом пространстве 3 метра, потом въезжала в туннель длиной 2 метра, и вход в туннель закрывался дверцей, чтобы голодные животные не влезали в туннель. Проехав туннель, кормушка выезжала на открытое пространство. Способность к экстраполяции направления движения пищевого (или другого биологически значимого раздражителя) раздражителя, исчезающего из поля зрения, обнаружена у представителей пресмыкающихся, млекопитающих и птиц, но она выражена в разной степени. Отличия в поведении животных зафиксировано и в контрольных тестах, которые по своей структуре сходны с элементарной логической задачей, за исключением того, что в них отсутствовала логическая структура. Адаптивные реакции поиска пищи могут происходить как на основе способности к экстраполяции, так и на основе более простого механизма, на основе инструментального обучения. Эксперименты поставлены так, чтобы четко разделить эти два механизма.
Когда в опыте участвовала курица, или молодая ворона, или кролик, то животное шло за движущейся тележкой, поедая корм из нее; после исчезновения кормушки в туннеле они искали корм возле входа в туннель. Некоторые шли 50 см вдоль туннеля к его противоположному концу. Взрослые вороны показали свой разум – они клевали мясо или яйцо, когда кормушка двигалась в открытом пространстве, а после исчезновения кормушки бежали вдоль туннеля и встречали тележку, когда она выезжала из туннеля. Для усложнения опытов туннель удлинили до 3 метров, и в таких условиях вороны забывали про поиск корма, пробежав вдоль туннеля 2,5 метра. Вороны не могли сообразить, где находится корм. После этого экспериментаторы сделали цель в середине туннеля шириной 4 см, сквозь которую была видна тележка, но не корм. Некоторые вороны после въезда кормушки в туннель подбегали к щели, всматривались в щель и, убедившись в существовании тележки, бежали к концу трехметрового туннеля, где предавались пиршеству.
Кролики, куры, молодые вороны доверяли показаниям своих органов чувств – они видели корм и считали, что корм находится именно в том месте пространства, где его существование подтверждалось зрением. Что вижу, то существует; что существует, то вижу. Передвижение в пространстве кроликов, кур, молодых ворон соответствовало показаниям органов чувств.
Взрослые вороны не доверяли показаниям органов чувств – зрение сообщало им, что корма нет, но вороны соображали, что корм все-таки есть, и бежали в том направлении, где, согласно показаниям органов чувств, нет корма. Передвижение в пространстве взрослых ворон противоречит показаниям органов чувств. Поведение ворон таково, что создается впечатление их согласия с принципом, с которым согласен и Коперник, и Кант: окружающий мир не таков, каким изображают его органы чувств.
В.И.Ленин в книге «Материализм и эмпириокритицизм» написал: «Махисты, субъективисты, агностики…недостаточно доверяют показаниям органов чувств…они не видят в ощущениях верного снимка с объективной реальности»(страница 120).
Вороны ведут себя так, как будто они являются махистами, субъективистами, агностиками.
[/size]
[size=12]Людям и воронам приходится заботиться о своём выживании и напрягать способности мышления (мышцы и органы чувств слабы, в отличие от мышления) для упрочения и улучшения жизни, взаимодействуя с природными ресурсами и условиями, представляющими для них опасную среду обитания. Видеть то, чего не видно. Сомневаться в том, что является очевидным.[/size]
[size=12]
Органы чувств способны воспринять процессы, происходящие в тот момент времени, когда на процессы обращено внимание органов чувств. Если процессы завершились до того, как они попали в зону деятельности органов чувств, то процессы недоступны для органов чувств. Завершившиеся процессы оставляют долго сохраняющийся след на вещах, и изучение следов позволяет установить процессы, произошедшие в прошлом. Можно нагреть до высокой температуры кусок металла, чтобы он расплавился, и дать ему остыть; в процессе остывания внутри металла будут образовываться кристаллы, размер которых зависит от скорости остывания. Охладившийся кусок металла можно частично растворить в кислоте, и с помощью органов чувств исследовать размеры обнажившихся кристаллов; размеры кристаллов покажут, с какой скоростью происходило охлаждение. Скорость охлаждения металла недоступна органам чувств (при охлаждении в далеком прошлом, например, если металлический метеорит охладился десять миллиардов лет назад, когда на Земле не было никого с органами чувств), но размер кристаллов доступен органам чувств.
[/size]
[size=12]В природе происходят процессы, в которых проявляет себя квадратный корень из минус единицы. Однако органы чувств не способны воспринять квадратный корень из минус единицы.
[/size]
[size=12]У человека нет органа чувств, реагирующего на радиоактивную радиацию. Человек воспользовался своими интеллектуальными возможностями и измыслил прибор (счетчик Гейгера, измеряющий радиацию), компенсирующий нехватку органа чувств. Философы спокойно относятся к выведению счетчика Гейгера из мышления (абстрагирующееся мышление способно создать образ, заключающий в себе сущность природного явления, и разработать чертежи приборов, в которых используется сущность природного явления), и к тому, что в природе нет счетчика Гейгера. Философы спокойны, когда им говорят, что счетчик Гейгера не существовал в окружающем мире до того, как мышление осознало сущность радиоактивного излучения и разработало чертежи счетчика Гейгера. Но стоит человеку сказать, что отсутствует орган чувств, осуществляющий восприятие причинно-следственных связей, и нужно компенсировать нехватку органа чувств интеллектуальными возможностями, как тут же появляются философы, возмущенно взмахивающие руками (и после этого вставляющие пальцы в плечевые отверстия жилета) и выражающие недовольство тем, что произошла попытка доказать отсутствие в природе причинности. Счетчик Гейгера имеет два свойства: «счетчик Гейгера выведен из мышления» и «счетчик Гейгера не существовал в природе до того, как он был выведен из мышления». Возмущенные философы убеждены, что каждая вещь, имеющая свойство «быть выведенной из мышления», во всех случаях имеет свойство «не существовать в природе до выведения из мышления». По мнению возмущенных философов, из утверждения о недоступности причинности органам чувств и о выведении причинности из мышления логически вытекает утверждение о несуществовании в природе причинных связей. Поскольку в природе есть причинные связи, то это доказывает (по мнению возмущенных философов) ошибочность утверждения о недоступности причинности органам чувств.
Возмущенные философы не согласны с тем, что некоторые вещи имеют первое свойство и не имеют второго свойства.
Объективная реальность дана нам в ощущениях. Если причинно-следственная связь не дана в ощущениях, то это вызывает подозрение в том, что причинно-следственная связь не является объективной реальностью. Есть повод для возмущения. Величина возмущения не может уменьшиться от того, что радиоактивная радиация, корень из минус единицы, прошедшие процессы тоже вызывают подозрение в отсутствии своей объективности.
Причинно-следственные связи, радиоактивное излучение, корень из минус единицы, и оставшиеся в прошлом процессы неравноправны между собой: возмущенные философы сквозь зубы признают, что радиоактивная радиация, корень из минус единицы, и прошедшие процессы недоступны для органов чувств, но возмущенные философы отказывают причинно-следственным связям в том, что они недоступны для органов чувств.
[/size]
[size=12]Производство и практическое применение счетчиков Гейгера не является доказательством того, что органы чувств воспринимают радиоактивную радиацию, и она остается в органах чувств как необработанное сырье. Практическое применение причинно-следственных связей не является…
[/size]
[size=12]«Наука начинается тогда, когда начинают измерять» (Дмитрий Иванович Менделеев).
[/size]
[size=12]Когда материалисты заявляют, что радиоактивная радиация, корень из минус единицы, и оставшиеся в прошлом процессы не доступны органам чувств, а причинно-следственные связи доступны органам чувств, то материалисты обязаны предоставить отчеты по измерению свойств радиации и причинности, чтобы идеалисты смогли убедиться в процессе ознакомления с отчетами в том, что из измеренного вытекает различие в свойствах причинности и радиации, повлекших доступность и недоступность. Экспериментальная философия – это круто!
[/size]
[size=12]Согласно материалистической точке зрения, в показаниях органов чувств имеется какое-то сырье, из которого при помощи мышления можно извлечь знание о причинно-следственной связи. Если сырье существует, то тогда его можно измерить. Однако материалисты так и не приступили к измерению сырья. Это заставляет сомневаться в научности материалистической точки зрения.
[/size]
[size=12]
Первым делом мозг воспримет то, что необходимо для выживания мозга и вместилища мозга. Животное, охотящееся в светлое время суток и полагающееся на зрение, получит усиленное развитие той части мозга, которая несет ответственность за получение и обработку визуальных стимулов. Если же для охоты важнее обоняние, то лучше будет развиваться область, отвечающая за восприятие запахов. В выживании ключевую роль играет часть мозга, называемая новой корой головного мозга, которая развивается в соответствии с потребностями определенного вида. У людей, ведущих дневной образ жизни, значительную часть новой коры занимают области, отвечающие за зрение и мелкую моторику рук. Кошки ведут ночной образ жизни, и им приходится полагаться главным образом на свой слух. Поэтому большая область новой коры кошек отвечает за восприятие и обработку звуков. Кроме слуха, кошка обладают еще одним очень чувствительным инструментом - усами или вибриссами. Каждый знает, что длинные волоски на щеках кошки измеряют ширину отверстия, благодаря чему кошка заранее знает, сможет ли она в него пролезть. Кроме волосков, торчащих на щеках, у кошек есть также более мелкие волоски на мордочке, над глазами и на нижней части лап. Огромное количество нервных клеток, отвечающих за эти усики, занимают непропорционально большое пространство кошачьего мозга (непропорционально в том смысле, что у кошек в новой коре намного меньше нервных клеток, обрабатывающие зрительные ощущения, чем у людей, и в светлое время суток зрение кошек хуже человеческого зрения). Количество нервных клеток, отвечающих за функционирование конечностей, у людей и кошек примерно одинаково. Кошки могут с удивительной ловкостью хватать предметы и манипулировать ими. Фотографирование и рентгенография кошачьих лап в действии показали, что они могут удерживать объект различными способами: пронзить его когтями, держать между когтем и подушечкой лапы, иногда они просто держат объект подушечками лап без использования когтей. Кошки также умеют двигать своими пальцами по-отдельности, что особенно наглядно демонстрируют многопалые кошки. Те животные (например, белки), которые в разных местах прячут запасы еды на зиму, и через несколько месяцев ищущие свои запасы именно там, где они были запрятаны, имеют сильно развитую новую кору в тех местах, которые отвечают за пространственную память. Кошки имеют плохую пространственную память. Французские ученые, изучающие сравнительную физиологию и психологию, заинтересовались, каким образом различные виды животных развивают свои представления о непрерывном существовании вещей в пространстве и времени, т.е. каким образом животные способны понимать, что вещь, скрывшаяся из поля зрения, продолжает существовать, и может быть отыскана. Один из поставленных экспериментов состоял в том, что через стеклянную дверь кошке демонстрировалась комната с расположенными на полу экранами, и на глазах кошки исследователи прятали за один из экранов игрушку кошки. Затем зрение кошки блокировалось и вся комната, включая стены, сдвигалась направо. После открытия стеклянной двери, кошка шла в том направлении, которое она запомнила, когда видела игрушку. Кошка не обращает внимания на стены комнаты и на расположение экранов относительно стен. Кошки помнят, куда игрушка была спрятана по отношению к их собственному фиксированному положению, их не интересует, как игрушка соотносилась с ориентирами в пространстве. Для проверки способности кошки ориентироваться в пространстве на основании расположения вещей в пространстве, а не на основании расположения кошки в пространстве, исследователи соорудили вдалеке от стеклянной двери лабиринт, через который кошка могла войти в комнату. Через стеклянную дверь кошки видели, за какой экран пряталась игрушка. Войдя в комнату через лабиринт, кошки теряли способность определить направление на нужный экран относительно своего организма. Только незначительная часть кошек смогли опознать нужный им экран по его расположению относительно стен комнаты. Большинство кошек не могли вычислить местоположение нужного им экрана, исходя из местоположения стен комнаты и других экранов (такие кошки действовали наугад при поиске игрушки). Формируя мысленный план окружающей среды, большинство кошек ставят в его центр себя, а не местные ориентиры. Большинство кошек не отличали левый экран от правого экрана (когда не могли использовать свой организм для отличения левого и правого). Организм большинства кошек делит мир на две части: левую часть и правую часть. Кобра выплевывает яд туда, куда смотрят ее глаза. Левое и правое есть там, во что упирается взгляд кошки. Находящееся в боковом поле зрения не подразделяется на левое и правое. Большинство кошек придерживаются принципа: некоторая вещь не может находиться левее относительно другой вещи, некоторая вещь может находиться левее относительно меня. Меньшинство кошек запоминает и представляет пространство так, как будто в пространстве нет кошки. Происходит обезкошачивание пространства. Мысль есть, а кошки нет. (Некоторая часть книги «Материализм и эмпириокритицизм» посвящена вопросу о существовании мысли при отсутствии существа, обладающего мозгом.) Некоторая вещь может находиться левее относительно другой вещи даже тогда, когда кошка не смотрит на вещи. Из запомненного пространства вычитается часть ощущаемого (вычитается кошачье ощущение своего существования). Вещи в пространстве существуют независимо от кошки. Кошка создает систему координат пространства, и мышление подсказывает кошке включить саму себя в систему координат как нулевую точку, или подсказывает исключить себя из системы координат пространства. У кошек нет органа чувств, позволяющего воспринять существующую в окружающем мире систему координат, и поэтому кошачье мышление черпает из самого себя систему координат, и систему координат кошка вталкивает в окружающее пространство. В реальном пространстве имеется одна система координат, но кошки создают не одну, а две системы координат, и это означает, что одна из систем выведена мышлением из самого себя.
Строение мозга и органов чувств кошек свидетельствует о том, что органы чувств и мозг заточены под обработку информации, источником которой не являются ни органы чувств, ни мозг, а нечто, находящееся за пределами органов чувств и мозга. Анатомия и поведение кошек доказывает, что вне кошек существуют объективные вещи. Аксиомы относительно объективного существования вещей должны находиться на свалке истории. Аксиомы – долой!
Что такое чувство голода? Осознанная, посредством абстракции, изолированность мозга от окружающего мира; осознание изолированности может быть прекращено путем устранения изолированности.
У кошек очень развита часть мозга, в которой расположен охотничий инстинкт. Даже играя с игрушками, другими кошками или своим хозяином, они демонстрируют навыки прирожденного охотника. Что такое охота? Это умение выследить добычу, догнать ее и схватить. То есть кошка должна знать, где можно найти потенциальную жертву, должна догнать ее и таким образом скоординировать движения лап и челюстей, чтобы молниеносным движением схватить. Все представители семейства кошачьих постоянно оттачивают эти навыки. Кошки проводят две трети дня во сне и бодрствуют лишь треть дня. Время от времени все тело спящей кошки вздрагивает, лапы начинают двигаться, кошка выпускает когти, изо рта вылетают мяукающие звуки, уши совершают движения, не связанные с окружающими звуками. Кошкам снятся сны, иногда кошмарные. Бывает, что спящая кошка внезапно просыпается и подпрыгивает почти до потолка, и быстро прячется, явно испытывая чувство страха. В Лионском университете проводили нейрофизиологические исследования и пришли к выводу, что самыми частыми кошачьими снами являются: обследование окружающей местности, охота, агрессивное поведение, мгновенные реакции на что-либо, гнев, личный туалет, присутствует также и страх.
Николай Гаврилович Чернышевский: «Если происходит беспрерывная смена ощущений и впечатлений, то прежние представления непременно должны беспрестанно попадать в сочетания с новыми, а этот феномен уже и есть то самое, что называется воображением. Положительным образом существование фантазии в животном доказывается тем, что кошка видит сны: она во сне часто бывает похожа на лунатика: то сердится, то радуется. Впрочем, нет надобности слишком дорожить этим частным фактом, - способностью кошки иметь сновидения. Существование фантазии у животных обнаруживается другим, гораздо более общим фактом — расположением всех молодых животных забавляться посредством игры над внешними предметами, которые не могли бы служить предметом такой игры, если бы не представлялись играющему животному чем-то вроде кукол. Молодая кошка забавляется какой-нибудь щепочкою или кусочком шерсти, как будто мышью: она бросает клочок шерсти, чтобы он как будто побежал, сама принимает подстерегающее положение, потом прыгает и ловит воображаемую мышь, — это прямо игра в куклы, только куклы тут имеют роль не жениха и невесты, не барышни и служанки, а роль мышки; что делать, каждое существо дает предметам такую роль, какая для него интересна. Мышление состоит в том, чтобы из разных комбинаций ощущений и представлений, изготовляемых воображением при помощи памяти, выбирать такие, которые соответствуют потребности мыслящего организма в данную минуту»(«Антропологический принцип в философии»).
[/size]
[size=12]В 1980-х годах на страницах журнала «Защита металлов» происходила дискуссия об определении понятия коррозии. Спор главным образом касался вопроса: определять коррозию как химическое (электрохимическое) взаимодействие, видовым отличием которого является разрушение, или как разрушение, видовым отличием которого является химическое (электрохимическое) взаимодействие.
Онтология – это всеобщая наука о природных процессах. С точки зрения онтологии, коррозия начинается с химического взаимодействия, и завершается разрушением. Химическое и взаимодействие и разрушение – это процессы, протекающие независимо от наличия или отсутствия познания коррозии. Химическое взаимодействие – это первичное. Разрушение – это вторичное. Психика человека создала теорию о химических взаимодействиях. Объяснение химического взаимодействия и разрушения – это третичное.
Гносеология – это частная наука о процессах познания. С точки зрения гносеологии, люди сначала обнаружили закономерности разрушения, и познание коррозии завершилось созданием теории о химических взаимодействиях. Воспринятые органами чувств закономерности разрушения - первичны, мыслительно-психические усилия для понимание химического взаимодействия – вторичны.
Третичное – возникновение предположение о том, что в металлах происходят химические процессы, содержание которых совпадает с содержанием человеческого понимания закономерностей разрушения. Впрочем, некоторая часть философов и естествоиспытателей считает, что совпадения нет.
Существует значительное сходство между тем, что является вторичным с точки зрения гносеологии, и тем, что является первичным с точки зрения онтологии. Сходство раззадоривает возмущенных философов, и они высказывают свое недовольство тем, что являющееся вторичным с точки зрения гносеологии считается порождающим то, что является вторичным с точки зрения онтологии.
Возмущение и недовольство выливается в то, что под лозунгом борьбы против идеализма происходит битва против тех философов и естествоиспытателей, которые не признают совпадение содержания человеческого понимания процессов в природе и содержания природных процессов.
Юм, Авенариус, Пирсон и Богданов не признавали совпадение, и по этой причине они были названы Лениным идеалистами, и против них Ленин выдвинул обвинение в предательстве материализма.
|
|
| |